12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. Указ гласил: «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору
и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору».
При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
На протяжении всей истории функции прокуратуры претерпевали изменения, тем не менее, основным назначением прокуратуры практически на всех этапах ее существования был надзор за исполнением законов всеми государственными и общественными органами, а также российскими подданными.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.
Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.
Ответственность за незаконную охоту предусмотрена ст. 258 УК РФ и влечет следующие виды наказания в зависимости от квалифицирующих признаков.
Так, незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказывается штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.
Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) в ст. 204 предусмотрена уголовная ответственность за коммерческий подкуп.
В указанной статье фактически предусмотрена уголовная ответственность за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, включая ситуации, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию);
Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также услуги имущественного характера или другие имущественные права.
Стоит отметить, что преступления окончены с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа. При этом не имеет значения, получило ли лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.
Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного вышепоименованной статьей, варьируется от штрафа в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев до лишения свободы на срок до двенадцати лет.
«Уголовная ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве»
Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) в ч. 5 ст. 291.1 предусмотрена уголовная ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Под обещанием посредничества понимается выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.
Предложение посредничества во взяточничестве – это инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействии) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.
Стоит отметить, что как обещание, так и предложение посредничества во взяточничестве являются оконченными с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве
Уголовным законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.
Статьей 63 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что прием на работу несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет не является нарушением трудового законодательства, только если такая деятельность не будет наносить вред его здоровью.
Привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) запрещено.
Статьей 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Кроме того, запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 утверждены Правила дорожного движения.
Правила закреплено понятие - "Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Профилактика или предупреждение дорожно-транспортных происшествий - это система мер экономического, социально-культурного, воспитательного и правового характера, проводимых государственными органами и общественными организациями в целях снижения уровня аварийности на автомототранспорте, устранения ее причин, обеспечения безопасности дорожного движения. Основным средством профилактики являются правовое воспитание и правовая пропаганда.
Одним из наиболее значимых направлений государства является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Федеральным законом "О транспортной безопасности" дается понятие зоне транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
По факту утопления несовершеннолетней М. 20.06.2021 в водоеме пятого карьера пос. Шапки Тосненского района Ленинградской области следственным отделом по г. Тосно СУСК России по Ленинградской области возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 109 УК РФ. Материалы уголовного дела изучены в городской прокуратуре и признаны законными. Кроме того, городской прокуратурой инициирована проверка субъектов системы профилактики и органов местного самоуправления по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан на водных объектах. Ход и результаты поставлены на контроль.
Статьей 264.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 Уголовного кодекса РФ либо настоящей статьей.
Лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
С августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 325-ФЗ, которым внесены изменения в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе». Внесенными изменениями установлен запрет на распространение рекламы отдельных видов товаров (в т.ч. алкогольной продукции, лекарственных средств, БАД и др.) в детских телепередачах.
Законодателем определено, что ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.
С учетом новых изменений, она не может превышать более двадцати процентов времени вещания в течение часа и пятнадцати процентов времени вещания в течение суток.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» действует с 2006 г. и за это время был несколько раз дополнен, последняя редакция вступила в силу 1 января 2021 г. (ред. от 08.12.2020). Цель закона – сделать рекламу максимально добросовестной и достоверной. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.