Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов.
С этой целью прокурор вправе инициировать дело и обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением). В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы. Категории споров, в которых участвует прокурор, и их субъектный состав определенны ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Так, прокурор вправе оспорить нормативные и ненормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предъявить иск о признании недействительной сделки и применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
По иску прокурора может быть истребовано государственное и муниципальное имущество из чужого незаконного владения. Только по такой категории дел, возбужденных по искам (заявлениям) перечисленных в ст. 52 АПК РФ субъектов, в целях обеспечения законности прокурор вправе вступить в процесс на любой его стадии.
Кроме того, на основании заявлений прокуроров арбитражные суды рассматривают дела о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлено право прокурора на оспаривание постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица вследствие неоднократного или грубого нарушения этим юридическим лицом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а также с требованием о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов.
Административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
Частью 2 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
На основании части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются:
С 01 октября 2019 года начали свою деятельность кассационные суды общей юрисдикции, созданные в судебной системе Российской Федерации.
Согласно главе 47.1 УПК РФ предусмотрено два порядка производства в суде кассационной инстанции: с назначением судебного заседания суда кассационной инстанции без предварительного решения судьи о передаче кассационной жалобы для ее рассмотрения в судебном заседании (порядок сплошной кассации) и с предварительным решением судьи о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (порядок выборочной кассации).
Жалобы на итоговые судебные решения, вступившие в законную силу после начала работы кассационных судов (01.10.2019), подаются через суд первой инстанции, постановивший приговор.
Жалобы на итоговые судебные решения, вступившие в силу до 01.10.2019, а также все промежуточные судебные решения, сразу подаются в кассационный суд.
В соответствии с п. 53.1 ст. 5 УПК РФ под итоговым судебным решением понимается приговор, иное решение суда, вынесенное в ходе судебного разбирательства, которым уголовное дело разрешается по существу.
Тосненской городской прокуратурой по результатам проверки соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Люцилия Тигрова», расположенного в г. Тосно выявлены нарушения действующего законодательства в виде ненадлежащего оформления трудового договора.
В связи с выявленными нарушениями возбуждено дело об административном правонарушении по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ.
Утвержден порядок предоставления государственной услуги по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства
В Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ № 230 от 23.08.2019 Федеральной службы по труду и занятости «Об утверждении административного регламента предоставлении государственной услуги по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативно правовых актов содержащих нормы трудового права».
Правовой акт принят в целях определения порядка реализации федеральной инспекции труда одного из закреплённых в ст. 356 Трудового кодекса РФ полномочий.
Указанный регламент предоставляет возможность работнику или работодателю обратиться в Роструд за устной консультацией или письменным разъяснениям трудового законодательства.
При устном обращении срок предоставления услуги составляет всего 15 минут, при письменном – 30 дней. Услуга предоставляется бесплатно на основании обращения, письменная форма которого утверждена указанным приказом.
Федеральным законом от 22.12.2020 № 453-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, устанавливающие административную ответственность за нарушение заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства.
Ответственность за данное правонарушение, со 02.01.2021 будет предусмотрена частью девятой статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
К административной ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены как должностные лица заказчика, не исполнившего в установленный срок условий договора в части его оплаты, так и сами юридические лица. При этом в качестве наказания законодатель предусмотрел возможность назначения штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет 1 год, который должен исчисляться с момента осуществления оплаты по договору, установленного условиями контракта.
Часть 2 ст. 20.20 КоАП РФ определяет ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.
За эти правонарушения может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от 4 до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток.
По вышеуказанным статьям КоАП Российской Федерации могут быть привлечены несовершеннолетние, которые достигли 16-летнего возраста.
Однако законом предусмотрена возможность освобождения виновного лица от административной ответственности в случае, если оно добровольно обратится в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических или психоактивных веществ без назначения врача.
В случае потребления наркотиков несовершеннолетними, не достигшими 16-летнего возраста, к административной ответственности по статье 20.22 КоАП РФ подлежат привлечению их родители или законные представители.
В качестве наказания предусмотрен штраф в размере от 1,5 до 2-х тыс. рублей.
На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий основных и вспомогательных видов выбирается правообладателем земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Это означает, что изменить один основной вид разрешенного использования земельного участка на другой, из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, можно самостоятельно, обратившись с соответствующим заявлением органы Росреестра.
Если несовершеннолетние работники обучаются по образовательным программам основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования и в течение учебного года совмещают трудовую деятельность с получением образования, продолжительность ежедневной работы (смены) для работников данной категории в возрасте от 14 до 16 лет составляет не более 2,5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – не более 4 часов.
Превышение установленной законодательством продолжительности рабочего времени, а также привлечение работников, не достигших возраста 18 лет, к сверхурочной работе не допускается.
Несоблюдение требований об установлении сокращённого рабочего времени, в том числе, включение условий об этом в трудовой договор, заключаемый с несовершеннолетним работником, влечёт привлечение работодателя к административной ответственности, установленной ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде.
Федеральным законом от 01.04.2020 № 96-ФЗ внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части направления осужденного к принудительным работам в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации.
Предусмотрено, что направление осужденного к принудительным работам в исправительный центр, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, а при невозможности размещения в таком центре – в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного.
Подобный перевод осужденного может быть осуществлен только один раз за период отбывания наказания в виде принудительных работ по письменному заявлению осужденного либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников.
Закреплено, в случае если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного центра в другой, такой осужденный переводу в другой исправительный центр не подлежит.
Перевод осужденного к принудительным работам для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, а также при реорганизации или ликвидации исправительного центра и при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном центре.
Указанные изменения уголовно-исполнительного законодательства вступят в силу 29.09.2020.