12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. Указ гласил: «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору
и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору».
При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
На протяжении всей истории функции прокуратуры претерпевали изменения, тем не менее, основным назначением прокуратуры практически на всех этапах ее существования был надзор за исполнением законов всеми государственными и общественными органами, а также российскими подданными.
В отдельные периоды отечественной истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законности, но и как министр юстиции, финансов, внутренних дел.
После Октябрьской революции 1917 года органы прокуратуры были ликвидированы. Однако в 1921 году со всей остротой встал вопрос о воссоздании института прокурорского надзора. В Советское время был создан смешанный тип прокуратуры, она стала выполнять функции и надзора за исполнением законов, и уголовного преследования.
Принятие Конституции СССР 1977 года обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР. Такой Закон был принят 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы организации и функционирования органов советской прокуратуры, основные направления их деятельности.
В настоящее время деятельность органов прокуратуры Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
С 22 января 2020 года Генеральным прокурором Российской Федерации указом Президента Российской Федерации назначен Краснов Игорь Викторович.
Краснов Игорь Викторович это является Российским государственным деятелем, юристом. Членом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции с 13 февраля 2020 года. Действительный государственный советник юстиции
В наши дни Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Часто работник прокуратуры ассоциируется у граждан с рассмотрением уголовных дел в суде, где прокурор является государственным обвинителем.
Действительно прокурор в уголовном деле является одним из активных представителей стороны обвинения. Именно на него закон возлагает обязанность поддерживать государственное обвинение, то есть доказывать суду виновность подсудимого.
Кроме того, в гражданском судопроизводстве есть ряд категорий гражданских дел, где участие прокурора обязательно - жилищные вопросы, усыновление (удочерении), лишение родительских прав, восстановление на работе, возмещение морального вреда.
В прокуратуру поступают заявления, жалобы и другая информация о нарушении прав и свобод человека, по которым прокурор проводит соответствующие проверки, принимает меры по предупреждению и пресечению выявленных нарушений закона и привлечению к ответственности виновных лиц.
Зачастую для граждан, относящихся к категории социально незащищенных, органы прокуратуры являются единственной возможностью восстановить свои нарушенные права и свободы.
Таким образом, прокуратура наделена универсальными полномочиями, призванными способствовать ее эффективному реагированию на обращения граждан по фактам нарушения их прав и свобод.