В соответствии со ст. 152 Семейного кодекса РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье. Договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями на указанный в нем срок в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, с учетом его мнения, а достигшего 10 лет – только с его согласия. Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.
Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью, а именно: имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие. Также указываются условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Обязанность по подбору и подготовке приемных родителей возложена на орган опеки и попечительства. При рассмотрении вопроса о возможности лиц стать приемными родителями принимаются во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки предоставляются в зависимости от количества принятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье, который включает в себя проверку условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. В случае болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком, наличия конфликтных отношений между детьми либо наличия иных уважительных причин приемные родители вправе отказаться от исполнения договора.
Федеральным законом от 26.02.2024 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» предусмотрено право физического лица с 1 марта 2025 года оформить заявление о внесении в свою кредитную историю сведений о запрете (либо снятии запрета) на заключение с ним договоров потребительского займа (кредита), за исключением отдельных видов кредитов (ипотека, автокредиты, образовательные кредиты, погашение действующих займов).
Для установления (снятия запрета) физическое лицо вправе бесплатно в любое количество раз подать соответствующе заявление во все квалифицированные бюро кредитных историй через МФЦ или с использованием Единого портала госуслуг. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязан обеспечить оказание услуги по внесению в кредитную историю сведений о запрете (снятии запрета) при обращении физического лица в МФЦ со дня доработки и настройки автоматизированной информационной системы, но не позднее 1 сентября 2025 года.
Информация о самозапрете или о его снятии будет внесена в кредитную историю в течении дня, если кредитное бюро получило соответствующее заявление до 22 часов 00 минут по московскому времени, если позднее – на следующий календарный день. Запрет начинает действовать на следующий день после включения информации о нем в кредитную историю физического лица. Снятие запрета начинает действовать на второй календарный день после включения информации о нем в кредитную историю физического лица.
Обязательное условие для получения услуги – наличие ИНН. Банки и МФО до заключения договора должны будут запросить у всех квалифицированных кредитных бюро информацию о наличии запрета у клиента на выдачу кредитов. Если запрет установлен, то кредитная организация или МФО должны будут отказать в услуге.
С 1 марта 2025 года вступят в законную силу значительные изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты, касающиеся вопросов землепользования.
В частности, урегулировано освоение участков из состава земель населенных пунктов. Под «освоением» будет пониматься выполнение правообладателем земельного участка одного или нескольких мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Для освоения участка его владельцу отводится 3 года, при том, что для участков, приобретенных после 1 марта текущего года 3-х годичный срок будет отсчитываться с момента регистрации права собственности.
Для участков, которые до вступления в силу изменений уже находились в собственности, точкой отсчета будет 1 марта 2025 года. Под действие ФЗ попадают также земли товариществ для ведения садоводства и огородничества.
Конкретный перечень мероприятий по освоению вскоре установит правительство. За неисполнение обязанности по освоению земель владельцам участков грозит штраф. К окончанию отведенных на освоение 3-х лет неосвоенные земельные участки могут быть признаны неиспользуемыми и изъяты у нерадивых владельцев.
Тосненской городской прокуратурой проведена проверка исполнения условий муниципального контракта при реализации адресной инвестиционной программы Ленинградской области.
Установлено, что МКУ «ЦА ХО» 15.12.2023 заключён муниципальный контракт для выполнения работ по завершению строительства дошкольного образовательного учреждения на 200 мест в г. Тельмана.
В ходе исполнения муниципального контракта МКУ «ЦА ХО» допущены нарушения градостроительного законодательства, выразившиеся в проведении строительных работ в период отсутствия действующего разрешения на строительство.
По результатам проверки городской прокуратуры МКУ «Центр административно-хозяйственного обеспечения» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (нарушение установленного порядка строительства) с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Так изменениями в федеральное законодательство в части регулирования размещения информации в ГИС ЖКХ уточнен порядок направления на единый портал госуслуг информации о размещенных (сформированных) в ГИС ЖКХ сообщениях о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решениях по вопросам повестки дня, принятых на их общих собраниях, об итогах голосований, протоколах общих собраний.
Информация, направляемая в ГИС ЖКХ или на единый портал госуслуг по указанным вопросам, признается юридически значимым сообщением, которое считается полученным: в момент входа соответствующего лица в личный кабинет на едином портале госуслуг с использованием единой системы идентификации и аутентификации; в момент входа соответствующего лица в личный кабинет в ГИС ЖКХ.
Также предусматривается, что субъект РФ, в котором обеспечена возможность проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием региональной информационной системы, вправе получать из ГИС ЖКХ информационные электронные сообщения о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и принятых на них решениях. При этом состав и порядок получения указанных информационных электронных сообщений устанавливаются в соответствии с порядком хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в ГИС ЖКХ.
Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение об использовании иной информационной системы для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, вправе использовать такую информационную систему для проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, если сообщения об их проведении были направлены собственникам помещений в многоквартирном доме до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях защиты себя от злоумышленников граждане могут подать заявление об установлении запрета на выдачу кредитов через портал Госуслуги, с 1 сентября – и через МФЦ.
В настоящее время Банки и МФО при оформлении договора станут запрашивать у бюро кредитных историй информацию о наличии или отсутствии самозапрета.
Самозапрет распространяется на потребительские кредиты (займы), в том числе на договоры банковского счета, предусматривающие платежи несмотря на отсутствие денежных средств (овердрафты), договоры, предполагающие выдачу кредитных карт.
В то же время его нельзя установить на ипотеку, автокредиты, обязательства по которым обеспечены залогом транспортного средства, основные образовательные кредиты (на оплату обучения, которая сразу перечисляется в образовательную организацию) и поручительства. Самозапрет также не распространяется на выдачу денежных средств по уже имеющимся кредитным картам и на оплату задолженности по ранее выданным кредитам или займам.
Действующие кредиты (займы) для установления самозапрета досрочно погашать не нужно.
Самозапрет разрешено отменять и устанавливать в любой момент – неограниченное количество раз и бесплатно.
Согласно положениям указанной статьи огранчен срок, в течение которого работник может взять дополнительный день отдыха, одним годом со дня выхода на работу в выходной или праздник (Федеральный закон от 30.09.24 № 339-ФЗ). В Роструде сообщили, распространяется ли это правило на отгулы, право на которые появилось у работника до 1 марта 2025 года.
В связи с внесенными изменениями работник может взять дополнительный день отдыха только в течение года со дня выхода на работу в выходной или праздник.
По желанию сотрудника день отдыха можно присоединить к отпуску, предоставляемому в этот же период.
Если в течение года отгул так и не был использован, то взять его как выходной день уже не получится. Вместе с тем такой отгул не «сгорает». Все неиспользованные дни отдыха работодатель обязан компенсировать при увольнении работника. Размер компенсации — разница между перечисленной ранее оплатой в одинарном размере и повышенной оплатой, которая полагается за работу в выходной.
Изменения, внесенные в статью 153 ТК РФ, касаются только тех отгулов, право на которые появились у работника после 1 марта 2025 года, уточнили в Роструде. Обоснование — часть 3 статьи 12 ТК РФ. В ней сказано, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Для этого налогоплательщик вправе представить заявление в налоговый орган. С заявлением можно подать документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Например, в результате сноса, пожара, аварии, чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия и т.п.
По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет налогоплательщику:
- уведомление о прекращении исчисления налога на имущество в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения;
- сообщение об отсутствии оснований для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением такого объекта.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 и 19.28 КоАП РФ.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо.
Областным законом от 14.03.2025 № 18-оз внесены изменения в статьи 3 и 5 областного закона «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области».
В соответствии с изменениями, внесенными в областной закон от 18.04.2012 № 29-оз, к категориям граждан, которым дополнительно предоставляется право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области, отнесены лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение шести месяцев со дня их освобождения.
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках названной государственной системы дополнительно предоставлено также гражданам, фактически проживающим на территории области, но не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания на ее территории.
Дополнен перечень случаев, в которых гражданам, которым право на получение бесплатной юридической помощи дополнительно предоставлено областным законом, производится ее оказание.
К таким случаям среди прочих отнесены обращения по вопросам, связанным с защитой прав потребителей при оказании услуг (выполнении работ) по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также при исполнении гражданско-правовых договоров.
Кроме того, изменения коснулись перечня документов, представляемых гражданами для получения бесплатной юридической помощи.