Нормами главы 15.1 УК РФ регламентируются основания и порядок конфискации имущества по уголовным делам.
По ряду вопросов, возникших в практике судов при применении указанной меры уголовно-правового характера, Верховным Судом РФ были даны разъяснения в Постановлении Пленума от 14 июня 2018 года №17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве».
В данном постановлении отмечено, что при решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу, в том числе за счёт имущества, подлежащего конфискации.
Для обеспечения возможной конфискации в соответствии со ст.115 УПК РФ суд по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора может наложить арест на имущество.
При этом в целях конфискации может быть арестовано не только имущество, находящееся у подозреваемого, обвиняемого или лиц, материально ответственных по закону за их действия, но и у других лиц при наличии достаточных оснований полагать, что это имущество получено в результате преступных действий либо использовалось или предназначалось для совершения преступления, в том числе, если личность подозреваемого или обвиняемого не установлена.
Однако меры по обеспечению возможной конфискации имущества могут быть приняты не только на стадии предварительного расследования. Постановление о наложении ареста на имущество может быть вынесено судом и при подготовке дела к судебному заседанию, и в ходе судебного разбирательства по ходатайству потерпевшего (его представителя) либо прокурора.
Решение о конфискации признанного вещественными доказательствами имущества может быть принято, как при постановлении обвинительного приговора, так и в случае прекращения судом уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, которое допускается лишь при условии разъяснения обвиняемому (подсудимому) правовых последствий принятого решения, включая возможную конфискацию имущества.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, деньги, ценности и иное имущество, а также доходы от него подлежат конфискации, если они получены в результате совершения только тех преступлений, которые указаны в п. «а» и п. «б» ч.1 ст.104.1 УК РФ, или явились предметом незаконного перемещения через таможенную или Государственную границу РФ, ответственность за которое установлена ст.ст.200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, либо использовались для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) либо предназначались для этих целей.
Вместе с тем орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, в случае установления судом факта их нахождения в собственности обвиняемого, могут быть конфискованы судом по делам о преступлениях, перечень которых законом не ограничен.
По уголовным делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности конфискации подлежит любое имущество, принадлежащее обвиняемому, являющееся орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления. При этом деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначаемые для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) подлежат конфискации независимо от их принадлежности.
Также в Постановлении Пленума Верховного суда РФ обращено внимание на то, что конфискация имущества, переданного обвиняемому другому лицу или организации, возможна в том случае, если на основе исследованных доказательств суд установит, что лицо, у которого находится имущество, знало или должно было знать, что данное имущество получено в результате преступных действий, либо использовалось или предназначалось для использования при совершении преступления.
Верховным Судом РФ даны разъяснения и относительно конфискации по делам о коррупционных преступлениях. Так деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, даже в тех случаях, если они освобождены от уголовной ответственности на основании примечаний к ст.ст.291, 291.2, 204.2 или п.2 примечаний к ст.204 УК РФ.
Исключения составляют случаи, когда лицо до передачи предмета взятки или коммерческого подкупа добровольно сообщило правоохранительным органам о таком требовании, и передача взятки или предмета коммерческого подкупа проходила под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.