Тосненская городская прокуратура информирует

 

Об ответственности за оскорбление в социальных сетях

Статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за оскорбление. Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной форме, противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности.

Для наступления ответственности по данной статьей не имеет значения, высказано ли данное оскорбление лично, либо посредством направления сообщений, в том числе голосовых, в мессенджерах или в социальных сетях.

За совершение данного правонарушения предусмотрен административный штраф на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей.

За оскорбительные выражения, унижающие честь и достоинство, если они размещены на страницах в социальных сетях в свободном доступе, предусматривающем возможность ознакомления с ними неопределенного круга лиц, а также совершенные публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», предусмотрено более суровое наказание.

За указанные действия налагается административный штраф на граждан в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 до 700 тысяч рублей.

Поскольку в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях данной категории возбуждаются прокурором, в случае высказывания в Ваш адрес, в том числе в сети «Интернет», каких-либо оскорбительных выражений, унижающих честь и достоинство, следует обратиться в территориальную прокуратуру с заявлением о привлечении виновного к административной ответственности.


Кто должен компенсировать моральный вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, подлежит компенсации работодателем.

Осуждение или привлечение к административной ответственности работника как непосредственного причинителя вреда, прекращение в отношении него уголовного дела, уголовного преследования, производства по делу об административном правонарушении не освобождает работодателя от обязанности компенсировать моральный вред, причиненный таким работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Обязанность компенсировать моральный вред, причиненный гражданином, выполняющим работу на основании гражданско-правового договора, может быть возложена на юридическое лицо или гражданина, которыми с причинителем вреда был заключен такой договор, при условии, что причинитель вреда действовал или должен был действовать по заданию данного юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ (абз. 2 п. 1 ст. 1068 ГК РФ).

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействия) за исключением случаев, установленных законом.


Алиментные обязательства супругов и бывших супругов

Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность супругов по взаимному содержанию. Федеральным законом от 31.07.2023 № 403-ФЗ «О внесении изменений в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации» в указанные статьи внесены изменения, касающиеся категорий граждан, имеющих право требовать в судебном порядке уплаты алиментов.

В статье 89 Семейного кодекса РФ закреплено, что супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать их предоставления в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

-нетрудоспособный нуждающийся супруг;

-жена в период беременности;

   -супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения;

    -нуждающийся супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы.

Кроме того, статья 90 СК РФ предусматривает случаи, когда на получение алиментов после расторжения брака имеет право бывший супруг. В частности, право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

- бывшая жена в период беременности, наступившей в период брака;

- бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения;

- нуждающийся бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы;

- нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака. При этом право на алименты нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста, распространяется в том числе на лиц, достигших возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин;

- нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругу после расторжения брака могут быть определены соглашением между бывшими супругами.


Ответственность за самовольную вырубку хвойных деревьев

В связи с предстоящими праздниками разъясняются положения действующего законодательства в части административной и уголовной ответственности за незаконную рубку зеленых насаждений, в том числе хвойных деревьев.

Согласно ст. 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 3 тысяч до 4 тысяч рублей;

- на должностных лиц от 20 тысяч до 40 тысяч рублей;

- на юридических лиц от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

В случаях совершения преступления с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, виновное лицо привлекается к ответственности в виде административного штрафа, который составляет для граждан от 4-х до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей. При этом конфискуется продукция незаконного природопользования и орудия совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 Уголовного кодекса РФ. За незаконную рубку, если эти деяния совершены в значительном размере, предусмотрено минимальное наказание в виде штрафа в размере до 500 тыс. рублей, а максимальное в виде лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Статьей 260 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за совершение незаконной рубки, совершенной в крупном и особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения, а также группой лиц, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой. В качестве максимального наказания за совершение перечисленных преступлений может быть назначено лишение свободы сроком до семи лет либо штраф до 3 млн. рублей.

Значительным признается ущерб, превышающий 5 тысяч рублей, крупным – 50 тысяч рублей, особо крупным – 150 тысяч рублей.

Кроме этого, лицо, привлеченное к ответственности за незаконную рубку деревьев, обязано возместить причиненный им лесному фонду ущерб, который рассчитывается в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

В соответствии со ст. 42 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» вырубка деревьев производится только на основании разрешения на вырубку зеленых насаждений, выданного органом местного самоуправления. Случаи и порядок выдачи разрешения на вырубку зеленых насаждений определяются правилами благоустройства муниципального образования.