Внесены изменения в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста.

Согласно Федеральному закону от 18.04.2018 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста" внесены изменения в ст. 107 УПК РФ, согласно которым домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

В соответствии с положениями вышеуказанного закона введена новая мера пресечения, предусмотренная ст. 105.1 УПК РФ в виде запрета определенных действий, которая избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. При этом запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Таким образом, если ранее при избрании или продлении меры пресечения в виде домашнего ареста была возможна частичная изоляция подозреваемого или обвиняемого от общества, при которой суд устанавливал условия, при которых подозреваемый или обвиняемый будет содержаться под домашним арестом, возлагая ряд запретов и (или) ограничений, то в соответствии с действующим законодательством домашний арест заключается только в полной изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества.

Суд вправе с учетом данных о личности, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения установить только те запреты, которые предусмотрены п.п. 3-5 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ: общаться с определенными лицами; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Иные запреты, предусмотренные ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ: выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях; находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них; общаться с определенными лицами; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"; управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, могут быть установлены в отношении подозреваемого или обвиняемого только при применении к нему меры пресечения в виде запрета определенных действий.